пятница, 2 октября 2009 г.

Три брата Ибатуллины

Наверняка, Вы слышали фразу: - Люди старой «закваски» живут дольше.

Я могу это подтвердить на примере мужчин своего рода. Самый старший мой дядя, Талгат здравствовал 87 лет. Мой отец, средний из братьев, Анвар прожил 69 лет. А самый младший – богатырь по телосложению, Рашит – всего 61.

На удивление точно характеризуют братьев имена, которые им дали мои дедушка с бабушкой:

ТАЛГАТ (арабское) Красота, привлекательность.

АНВАР (арабское) Лучистый, очень светлый.

РАШИТ               (арабское) Идущий верным, правильным путем.


На фото: Младший (слева) всегда был верен себе! Старший (в середине) – красавец! Средний (справа) излучал доброту!

Дядя Талгат прошел всю Великую отечественную войну от первого до последнего дня. Сам был тяжело ранен, вынося из боя раненного командира. Потом до пенсии прослужил в кадровой армии, хлебнул нервотрёпки полную чашу. Но, всю жизнь, насколько я знаю, любил компанию друзей, путешествия, охоту, рыбалку и верховую езду. Вырастил двух дочерей и наставил на путь истинный четырёх внучек. До последних своих дней занимался с двумя правнучками и пятью правнуками. Щедро дарил близким свою любовь, а взамен получал её много больше.

Средний, Анвар попал на фронт в 1943-м. Сильно простудился при форсировании Днепра и потом мучился почками. Всегда, сколько я помню, был запевалой в компании, хотя не отличался совершенным слухом.  Главной чертой его характера, на мой взгляд, было желание помочь людям. Каждому, кто обращался к нему за содействием, он помогал всем, чем мог. Нет отца на этом свете уже более 16 лет, а люди, знавшие его, поминают добрым словом.

Дядя Рашид не воевал, мальчишкой был ещё в то время. В армии отслужил, как положено, а после учёбы всю жизнь лечил домашнюю животину. Живя вне города, лучшим отдыхом считал рыбалку, радушно приглашал в лес или поле, на озеро или речку, как будто к себе домой. Восторженно рассказывал, как там хорошо! Была у него одно время квартира в Уфе, да не уютно, видимо, в ней жилось - всё равно переселился обратно ближе к природе. Дядя Рашит из шестерых своих внуков видел только одного.

Парадокс судьбы, а вернее, закономерность – самый младший ушел из жизни раньше всех братьев, потом – средний и в последнюю очередь – старший. Потому-то я и сделал вывод, что чем в более раннем возрасте достались человеку «прелести» цивилизации, тем короче его век.

Была, однако, у братьев одна общая печаль – чувство оторванности от корней. Родились они в тогдашнем Акмолинске (позже - Целиноград, Акмола, ныне – Астана, Республика Казахстан). Там проживает по сей день большинство наших родственников Ибатуллиных и Сутюшевых. В годы коллективизации семью моего деда Галима выселили в Омскую область в село Москаленки. Здесь братья выросли, окончили школу. В папином альбоме есть фото с надписью «Отчий дом», сделанной его рукою.

А потом война раскидала старших по миру – Талгат долго служил в Германии, Анвар после учёбы по распределению попал в Киргизию, где я родился. Только Рашит был при родителях. Так уж повелось, что самый младший поддерживает стареющих родителей.

Вот и получилось, что сам я и мои двоюродные сёстры и братья родились кто где. И потом мы вначале с родителями, а потом уже со своими детьми переезжали с места на место. Поэтому у нас, а тем более, у внуков Ибатуллиных уже нет понятия отчий дом.

А я хочу, чтобы у моих внуков появился уголок на Земле, о котором можно было бы сказать, родовое гнездо.

Комментариев нет: